Кто такой спортивный психолог?

Пока мы продолжаем обсуждать, нужен ли спортсмену спортивный психолог и, если нужен, то для чего, спортивные сообщества в других странах мира давно уже используют психологическое сопровождение подготовки спортсмена к соревнованиям как один из мощных инструментов достижения побед на самом высоком уровне соревнований.

Примером того, — результаты выступлений китайских и американских спортсменов на Олимпиадах 2000х годов.

Последняя Олимпиада лишь подтверждает это.

К четвертому соревновательному дню китайские спортсмены набрали уже 10!) золотых медалей в то время как наша сборная команда всего 2. И то — в одном виде спорта — дзюдо.

Что ж, видимо подготовка дзюдоистов к олимпиаде включала в себя и обретение психологической устойчивости спортсменов. Ну, или наши дзюдоисты от рождения оказались из породы победителей.

В психологии давно известно, что психология победителя имеет значимые отличия от среднестатистических характеристик психологии простого обывателя. Вот так!

Ученые провели интересные наблюдения и пришли к выводу, что только 20% спортсменов, участвующих в соревнованиях высшего уровня сложности, от рождения обладают психологией победителя.

А что же остальные 80? — спросите вы?

А остальные 80% могут приобрести эту так необходимую спортсмену психологическую устойчивость посредством работы над собой с опытным психологом.

Да, представьте себе: психологическая устойчивость может быть приобретена привычным для спортсмена образом — посредством тренировки (или тренинга, как любят говорить психологи).

Казалось бы — простая вещь — используй любой доступный ресурс для достижения победы!

Однако тренеры в своем абсолютном большинстве до сих пор настороженно относятся не только к мысли о том, чтобы взять в команду психолога, но к самому слову «психолог».

Наверное, у них есть на то весомые основания.

Лично я в своей долгой профессиональной жизни встречала три типа спортивных психологов.

Первые — довольно серьезные, часто со званиями и научными степенями — приходят к спортсменам с лабораторным оборудованием, с анкетами и опросниками…

Они начинают что-то увлеченно измерять, тестировать, описывать, анализировать…

Именно таких психологов тренеры боятся больше всего.

Потому, что непонятно, что и зачем они делают… Потому, что тренеру не видно, а какая польза команде или конкретному спортсмену от всех этих измерений и опросов… Потому что выхода (практического результата) от этих психологов как правило нет.

Они, конечно, получают определенные данные, несут их лабораторию (кафедру) и пишут научные работы с кучей рекомендаций, которые непонятно как нужно выполнять.

Эта группа спортивных психологов самая многочисленная и самая заметная.  Вы можете встретить их работы в интернете или в печатных изданиях… Они дают интервью и теоретизируют на тему «скорости мышечных сокращений левой ноги спортсмена во время забега на 100 метров»…

Вторая  группа спортивных психологов не любят публичности, не афишируют себя в СМИ. И вообще — помалкивают…

Основной метод их работы со спортсменом — гипноз.

В предсоревновательные дни эти психологи с помощью гипноза и внушения создают своим подопытным спортсменам ресурсные состояния, и спортсмен выходит на площадку, что называется, не совсем в чистом сознании. Зато он становится способен «порвать» противника…

Что происходит со спортсменом после соревнования, о том молчат и психологи, и тренеры, и сами спортсмены… Не буду углубляться в эту тему и я. Скажу лишь одно: при такой работе психолога со спортсменом между ними возникает жесткая связка и спортсмен становится в определенной мере зависим от воздействия психолога на его сознание.

Третий тип взаимодействия психолога и спортсмена встречался мне до сих пор лишь в зарубежной спортивной психологии. Впрочем, я допускаю, что и у нас в России есть спортивные психологи работающие именно в этом ракурсе. Просто они не рекламируют себя, а добросовестно выполняют свою работу и дают результаты.

А вот что тренеры даже на самом высоком уровне мало знакомы с работой психологов этой группы — это является неоспоримым фактом!

Ибо, если бы они знали, что суть пребывания психолога в спортивном клубе или команде заключается в том, чтобы передать самому спортсмену навыки управления своими состояниями, то кто бы из спортсменов и тренеров отказался от такой помощи?

Да, задача психолога в спортивной команде — дать спортсмену то, без чего в современном спортивном мире невозможно победить, — психологию победителя. Научить спортсмена приемам саморегуляции, обучить контролю за своим мышлением, привить навыки грамотного поведения в ожидании выхода на помост, ковер, спортивную площадку. Обучить простейшим приемам психологической гигиены…

Share Button