Как знание психологии поможет тренеру грамотно организовать обучение для детей различных возрастных групп

В возрастной и педагогической психологии хорошо известен тот факт, что в процессе своего развития ребенок проходит определенные этапы, которые в значительной степени отличаются друг от друга по возможностям, способностям и интересам ребенка.
Психологи Д.Б. Эльконин и Л.С. Выготский подробно изучали этот вопрос и пришли к выводу, что в процессе своего развития ребенок проходит ряд этапов, которые «соединены» между собой определенными кризисами.
Так, ученые выделяют «кризис 3-х лет», «кризис 7-ми лет», «подростковый кризис».
Это связано с динамикой развития определенных зон мозга, которые по мере своего созревания расширяют возможности ребенка и зону его интересов.
В целом только к 7 годам мозг ребенка становится идентичен мозгу взрослого человека по своему строению. Но еще далеко не по функциям. Развитие функций продолжается вплоть до наступления юности.
В связи с этим ученые психологи выделяют возрастные периоды развития ребенка и дают определение ЗБР — зоны ближайшего развития.
А также вводят понятие сенситивного периода для каждого возраста.
Все эти три научных понятия крайне важны для планирования тренировок теми тренерами, которые занимаются с детьми разных возрастов.
В формате одной статьи невозможно подробно познакомить тренеров со всей необходимой им информацией по этому вопросу.
Поэтому изучение этого вопроса мы разобьем на целый ряд материалов.
Главное, что сегодня важно запомнить: упражнения и форму проведения занятий с детьми надо выбирать, руководствуясь своими знаниями об особенностях данного возрастного периода и сенситивности детей в данном возрастном периоде к определенному виду деятельности.
Ведь сенситивный период очень важен, ибо только внутри этого периода у ребенка имеется чувствительность к тому или иному виду деятельности. Если ребенок не усваивает данный вид деятельности в отведенный природой сенситивной период, то способность к усвоению именно этого вида деятельности если не утрачивается совсем, то значительно сокращается.
Естественный пример привела сама жизнь, когда в послереволюционные годы перед педагогами была поставлена задача ликвидировать безграмотность в стране.
Эта задача не была выполнена по той причине, что взрослые показали свою полную неспособность обучиться письму и грамоте, то есть сделать то, что ребенок в возрасте 5-7 лет делает за полтора-два года.

Что надо знать тренеру, работающему с детьми 4-7 лет.

Давайте вернемся к нашей таблице возрастной периодизации Д.Б. Эльконина и продолжим рассмотрение важнейших факторов развития юного футболиста с учетом его возрастных психолого-физиологических особенностей.
Я напомню, что основные понятия, которыми мы будем пользоваться при рассмотрении особенностей работы тренера с различными возрастными группами юных спортсменов, мы рассмотрели в предыдущей статье на эту тему https://footballstudy.ru/event/10288
Сегодня мы поговорим о самом раннем возрасте, в котором детей приводят в секции по футболу.
Это дети в возрасте 4-7 лет.
Первое, что надо знать об особенностях этих детей — это то, что в этом возрасте мозг ребенка продолжает формироваться, ибо новорожденный ребенок имеет значительно отличающуюся от взрослого структуру мозга.
И только по мере развития мозговых структур у ребенка появляется возможность выполнять те или иные функции.
Мозг четырехлетнего малыша в значительной степени отличается по своим возможностям от мозга семилетнего. И только к семи годам мозг ребенка по своей структуре становится похожим на мозг взрослого.
Вместе с развитием мозга изменяется и ведущая деятельность, то есть тот вид деятельности, который в данном возрастном интервале, в значительной степени способствует развитию личности и способностей ребенка.
Итак, в возрасте 4-7 лет ведущая деятельность, в процессе которой ребенок в максимальной степени осваивает новые навыки и получает основные знания, — это игра.
Но характер игры с каждым прожитым ребенком годом изменяется от простого манипулирования с предметами в 4 года — к сложной ролевой игре в 7 лет.
И это следует учитывать тренеру в процессе подготовки и организации занятий с детьми различного возраста этой возрастной группы.
Так, с четырехлетками задания должны быть больше манипулятивного характера, например, кто дольше удержит мяч и не потеряет его, кто дальше отдаст пас. и т.п.
Но уже здесь и дальше все задания должны содержать элемент соревновательности, от года к году должна увеличивать степень конкурентности в выполнении заданий.
Старшие ребята — семилетки — уже способны выполнят ролевые задания, но характер игры в тренировке надо сохранять.
И не забывайте хвалить КАЖДОГО ребенка! Ведь дети развиваются неравномерно, и тот, кто отставал вчера, может вырваться вперед сегодня или завтра.
Но только при одном условии: если умный тренер не отобьет у ребенка желание заниматься футболом своими постоянными придирками.
УЧИТЬ и придираться, критиковать — далеко не одно и то же, дорогие друзья! Особенно, когда это касается детей раннего возраста и дошкольников

Следующая возрастная категория юных спортсменов — младшие школьники (7-10 лет)

Мы с вами мелкими шагами, пропуская много важных деталей, к которым обязательно вернемся в дальнейшем, проходим путь юного футболиста от 4 до 14 лет и его тренера.
Сегодня у нас дети в возрасте 7-10 лет — младшие школьники.
Этот возрастной этап развития футболиста тоже имеет целый ряд характерных особенностей, о которых обязаны знать учителя начальной школы и тренеры, работающие с детьми этой возрастной категории.
Итак, мы с вами помним, что структура мозга в детстве и раннем детстве значительно отличается от структуры мозга взрослого человека, потому и требовать от маленького человека выполнения тех функций, которые выполняют взрослые спортсмены, неоправданно и демонстрирует лишь психологическую некомпетентность тренера.
К семи годам мозг ребенка приобретает структуру, сходную со структурой мозга взрослого человека, но это не означает, что семилетний ребенок способен мыслить как взрослый.
В этом возрасте начинается развитие так называемых ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ мозга: памяти, внимания, мышления, воображения.
Каждый учитель начальной школы знает (или должен знать), что семилетки неспособны одинаково продуктивно работать в течение всех 45 минут урока.
Внимание ребенка этого возраста крайне подвижно и ребенок не может фиксировать внимание на одном виде деятельности более 10-15 минут.
После этого интервала происходит флуктуация внимания, то есть непроизвольный сплыв внимания на что-то более яркое, громкое, интересное.
Произвольность управления вниманием только начинает формироваться.
Поэтому тренеру, работающему с семилетками необходимо часто менять не только задания, но и виды деятельности тренирующихся у него в команде ребят.
К 10 годам формирование произвольности внимания в значительной степени завершено, но происходят другие важные процессы в психике юного спортсмена — формируется мышление или, точнее сказать, мыслительные функции: анализ, синтез, сравнение, обобщение…
Только в этом возрасте можно начинать понемножку осваивать теорию футбола.
Ведущая деятельность младших школьников — учение.
Но переход к ней от игры происходит не скачкообразно, а постепенно.
Поэтому, если с семилетками тренировка продолжает больше напоминать игру, чем обучение, то к 10 годам тренер уже может давать начатки обучения теории и тактике футбола, давать на тренировке задания на развитие футбольного мышления и решение футбольных задач.

Тренер подростковой футбольной команды.

Очень кратко мы обсудили с вами особенности работы тренера в детской команде и команде младших школьников

Сегодня мы поговорим о команде подростков.

Какие возрастные психологические особенности характерны для подросткового возраста?

Какие личностные черты и функции мозга развиваются на этом возрастном этапе?
И что надо знать тренеру при подготовке и планировании тренировочных занятий с подростками?

И тут очень важно рассмотреть еще один характерный именно для этого возраста вопрос: как общаться с подростками?

Итак подростки — это дети 10-14 лет. Раньше этот возрастной период начинался с 12 и заканчивался к 16 годам.

Но акселерация ускорила процес созревания подрастающего человека и все границы возрастных периодов сдвинулись.

Характерной особенностью этого возрастного периода являются две вещи: автономизация личности (психологическая потребность отделиться в отдельную от родителей и других взрослых личность) и социализация — потребность быть принятым в своем возрастном коллективе (так называемой «референтной группе»)
Это обязательно нужно учитывать тренеру.

Тренер при постановке задач перед воспитанниками, их мотивации перед игрой может уже использовать «взрослые» формулировки, то есть говорить на взрослом языке.
Но, и в этом главное отличие от работы со взрослыми футболистами, не забывая о тех сложных процессах созревания и осознания себя отдельной личностью, тренер должен целенаправленно отмечать все положительные черты и достижения каждого юного футболиста. В этом возрасте такой подход важен как никогда раньше.

Дело в том, что подросток только начинает понимать себя и видит он себя глазами того человека, который является для него наиболее важным.

Иногда родители приходят к психологу с рассказами о том, что ребенок больше реагирует на оценки и рекомендации тренера, чем на их родительское мнение.
Задача тренера, работающего с ребятами этой возрастной группы, не только научить играть в футбол, но и сформировать в каждом из воспитанников характер победителя.
А для этого нужно в каждом подростке видеть победителя еще тогда, когда этот победитель только формируется.

Важно показать ребенку его сильные стороны и апеллировать к ним при каждой временной неудаче.

Важно следить, чтобы психологический климат в команде был доброжелательным и уважительным не только к самым успешным ребятам, но ко всем ребятам в равной степени.

И тогда, уважаемый тренер, вы вырастите не просто людей, умеющих управлять мячом на футбольном поле, но настоящих спортсменов, будущих чемпионов!

Share Button