О тренерах и тренировках

Я много лет занимаюсь спортивной психологией.

Накопленный опыт заставляет меня анализировать и рождает новые вопросы

Одним из таких вопросов, на которые мне хотелось бы получить ответ, является вопрос об отношении тренеров к спортивной психологии и психологии вообще.

Первый раз ответ на этот вопрос я получила от футбольного тренера Анатолия Байдачного, тренировавшего футбольный луб «Ростов» в 2002 году.

И ответ этот звучал так: «Тренер — лучший психолог!»

Тренер Байдачный, правда, не рассказал мне на каких курсах и в каких вузах он изучал основы психологии, сколько лет провел за превращением теоретических знаний и в психологическую интуицию.

Тем не менее с того момента на мой взгляд мало что изменилось.

Ко мне на консультацию приходят взрослые спортсмены и родители с юными спортсменами, но ни разу не постучался тренер.

За одним исключением. И о нем я расскажу особо.

Такое впечатление, что тренеры либо не знают о том, что любой человек — это ПСИХОЛОГИЯ прежде всего, либо тренеры вслед за Байдачным считают, что необходимое знание психологии обучения, возрастной психологии, психологии мотивации и ментальности победителя дано им априори от рождения.

На самом деле я наблюдаю вот что.

Тренер все время что-то говорит, кричит, ругает спортсмена или хвалит его, но общими фразами типа «молодец», не объясняя за что молодец и как это повторить в следующий раз да и всегда стабильно повторять.

Но это бесполезно, когда дело касается двигательных навыков.

У младших потому, что они все поголовно кинестетики.

А у старших потому, что динамический стереотип движения (пусть и неправильного) уже закреплен в теле. И, что важнее, в мозге.

Тут только один способ сработает: через действие. Ученик должен выполнять действие в синхрон с учителем, если это младшие группы. А если старшие, то помимо этого можно попросить его мысленно выполнять правильное движение многократно.

Пока мозг не организует надежные связи для выполнения верного движения в реальности результата не будет. Я имею в виду стабильный результат вплоть до автоматизма.

Это происходит как бы само — человек даже не замечает, что стал выполнять движение иначе.

А все эти попытки изменить качество движения, используя чисто вербальные методы, сознательно обречены на неудачу.

Мы много чего знаем, как правильно делать, а делаем как привыкли. 

Существует множество психологических игр, техник и других приемов для развития у воспитанников необходимых данному виду спорта ментальных качеств — таких, как скорость принятия решения, концентрация внимания, распределение внимания, мышечные реакции, умение оценивать ситуацию..

Используя их в младших группах тренер делает занятия интересными для юных спортсменов, одновременно развивая необходимые спортсмену качества и сплачивая коллектив.

Взрослые тоже гораздо быстрее обучаются через игру, чем когда усилием воли многократно повторяют одно и то же мышечное движение или технический прием.

И наконец — о тренере, который единственный за 17 лет моей практики в спортивной психологии проявил инициативу, нашел психолога и не посчитал для себя зазорным сесть рядом со своими воспитанниками в группе, где я по его же приглашению проводила семинары для его воспитанников.

Во время семинаров он вел себя как все остальные его воспитанники: внимательно слушал, задавал вопросы, выполнял задания наравне со своими спортсменами, конспектировал материал.

Прошло уже 10 лет и я могу теперь констатировать, какой капитал принесло ему такое отношение к делу.

Он стал тренером сборной России по его виду спорта, а его ученики постоянно привозят медали самого высокого достоинства с различных международных соревнований. Вот уже 10 лет его ученики в ряду победителей.

А один из них, выступив на двух Олимпиадах — в Лондоне и в Рио — дважды занимал ступеньку на пьедестале почета, выиграв бронзу и серебро Олимпиады.

И поймите меня правильно: в последнем примере я рассказала вам не о себе, и не сделала рекламный ход.

Я показала вам как ведут себя люди с психологией победителя в отличие от тех, кто победителем так никогда не становится.

А вы уж сами делайте выводы.

Share Button