На консультации у психолога.

sport-kidКо мне часто приходят спортсмены и родители подрастающих спортсменов с одним и тем же вопросом.

Этот вопрос касается того, что знает каждый выступающий в соревнованиях: на тренировках, в моменты подготовки человек дает отличные результаты, а на самом выступлении — как будто кто-то нажимает на невидимую кнопку — спортсмен не может выполнить то, что у него отлично получалось еще вчера.

Конечно, каждый приходящий к психологу, уже имеет какие-то свои личные внутренние ожидания относительно того, что он хочет получить от общения со специалистом. Кто-то ожидает, что одно появление у психолога уже решит все его внутренние проблемы, кто-то ждет каких-то особенных манипуляций со стороны психолога, еще кто-то другой вообще волшебства.

Но получает результат лишь тот, кто готов долго, планомерно и убежденно работать.

Ведь в спорте никто не ожидает высоких результатов только потому, что он пришел в секцию!

Любой психологический процесс, с которым работает психолог, формируется по тому же самому принципу, что и физический навык.

И чтобы сформировать навык, вам приходится повторять одно и то же действие снова и снова миллионы раз, пока вы не перестанете замечать, как вообще вы его выполняете…

Вспомните, как упорно маленькие дети учатся ходить. Вообще эта картинка ребенка — падающего, встающего, снова падающего и снова встающего и так много-много раз подряд — эта картинка должна всегда быть у вас перед глазами, когда вы осваиваете что-то новое для себя.

Каждый процесс овладения новым, к какой бы области это ни относилось — физической или психической — состоит из 4-х основных этапов которые мы проходим последовательно:

  1. этап неосознанной некомпетентности — это этап незнания своего незнания. Мы не знаем, чего-то из того, что нам может оказаться полезным и даже не знаем, что мы об этом не знаем. Но потом мы начинаем искать, узнавать и понимать, что существует нечто, что надо бы узнать. И тогда мы переходим на другой этап.
  2. этап осознанной некомпетентности. Теперь мы начинаем искать источники,из которых мы могли бы узнать то, что нам необходимо для развития, для движения вперед. Мы начинаем учиться и постепенно осваиваем материал настолько, что переходим на
  3. этап — этап осознаваемой компетентности. То есть мы уже в достаточной мере знаем материал (имеем навык), чтобы пользоваться им. Но не настолько крепко, чтобы пользоваться им на автомате. Нет, нам приходится следить за тем, как выполняется навык, заглядывать в «шпоры», если это какое-то новое для нас знание… и опираться на внешнюю оценку, то есть на оценку тренера, друзей по команде, болельщиков.
  4. этап неосознанной компетентности. И только после того, как навык будет повторен сотни раз в разных ситуациях и оценен десятком людей, мы сами не заметим как перестанем обращать внимание на то, как мы его выполняем. И тогда мы говорим: » я делаю это на автомате».

Но до этого «автомата» надо пройти весь путь от первого этапа до четвертого!

Когда вы приходите к психологу, вам предстоит пройти тот же самый путь, что и  при тренировке нового спортивного навыка. И поэтому такая работа не может быть выполнена по мановению пальца.

Приходя ко мне на консультацию, будьте готовы к серьезной и, главное, регулярной работе!

Давайте работать вместе.

Share Button