Создание хорошей команды

Автор: | 12.05.2014

Очень мало материала мне встречается по вопросу создания хорошей команды.

А между тем эта тема весьма актуальна для всех игровых видов спорта, будь то футбол, волейбол  или баскетбол.

Кроме того взаимоотношения в команде оказывают очень серьезное внимание и в таких видах спорта как фигурное катание, конькобежный спорт, различные единоборства.

В связи с этим я предлагаю вашему вниманию главу из моей книги «Психология победы в спорте» :

 СОЗДАНИЕ ХОРОШЕЙ КОМАНДЫ.

В командных видах спорта перед тренером стоит задача создания хорошей команды – сплоченного работоспособного коллектива игроков. Очевидно, что процессы взаимодействия игроков в групповой деятельности имеют свои закономерности. Если собрать в одну команду всех звезд данного вида спорта, это не станет само по себе гарантией того, что эта команда станет «хорошей командой». Термин «хорошая команда» предполагает игровую и личностную сплоченность членов команды и наличие у них командной психологии победителей. Командная психология победителей означает не суммарную психологию каждого в отдельности игрока, а качественно новый феномен командной психологии как целостного организма. Помимо общих для индивидуальных и командных видов спорта характеристик психологии победителей: наличия реальных и прорывных целей, наличия творческого мышления, высокого уровня развития саморегуляции, грамотного отношения к проигрышу как к обратной связи, командная психология обладает рядом особенностей. Одной из таких важнейших особенностей является создание и поддержание особого психологического климата в команде, так называемого, командного духа. Этой проблеме тренер должен посвятить особое внимание. Фактические возможности команды можно рассматривать как разность потенциала команды и процессов, происходящих внутри команды. Чем хуже психологический климат в команде, тем ниже ее потенциал, независимо от уровня мастерства отдельных игроков – членов команды. Поэтому психологический климат команды напрямую отражается на результатах выступления команды.

Психологи отмечают, что успешно выступающие команды имеют:

  • общий перспективный прорывной план, который принят всеми игроками команды на сознательном и эмоциональном уровне;
  • четко расписанные цели на определенные промежутки времени, увязанные с планом;
  • общее понимание стратегии и тактики проведения соревнований;
  • строгую внутреннюю дисциплину как каждого игрока в отдельности, так и всей команды в целом;
  • взаимодополняемость одних игроков другими игроками команды;
  • удачное распределение ролей между игроками, где каждый находится на своем месте;
  • общую цель, которая стоит выше личных интересов каждого из игроков команды;
  • способность брать ответственность за результат каждым игроком на себя.

Именно тренер отвечает за создание и поддержание соответствующего духа в команде. Хорошую команду можно создать только в том случае, если тренер не ограничивается только проведением тренировочных и тактических занятий, а является хорошим коммуникатором, умеющим мягко разрешать конфликтные ситуации, нередко возникающие между членами одной команды, человеком, сплачивающим коллектив вокруг себя. При этом нужно уметь сохранять свою позицию руководителя, тренера, не превращаясь в «своего парня» по отношению к спортсменам, но и не злоупотребляя своей властью.

В психологии давно известно, что и жесткий стиль руководства, и, так называемый, попустительский, снижают работоспособность коллектива, отрицательно влияют на психологический климат. Поэтому тренеру очень важно определить для себя ту тонкую грань, которая позволит ему стать организующим звеном создания настоящей команды. Выполнение этой задачи невозможно без повышения собственной психологической компетентности, изучения дополнительной литературы по психологии менеджмента, чтения литературы по психологии.

Создание хорошей команды – дело не одного дня и не одного года. Результат же этой работы в огромной мере зависит от психологической культуры тренера. В культуре победителей люди думают о том, что делают они и их мало интересует то, что делает соперник. Эта культура не позволяет людям настраивать себя пораженчески, иметь негативные мысли и оценки. Стиль общения в хорошей команде, товарищеский, не допускающий возвышения одних членов команды за счет других. Необходимо сделать так, чтобы каждый член команды думал «мы», не «я».

Тренеру важно ориентироваться в межличностных отношениях в команде. Необходимо отдавать себе отчет, кто из игроков команды занимает позицию реального лидера. Задача тренера привлечь неформального лидера на свою сторону, т.к. влияние этого человека на других членов команды столь велико, что он может стать причиной, как победного духа в команде, так и пораженческого. Поэтому так важно следить за тем, что представляет собой человек, занявший позицию неформального лидера и, в случае его отрицательного влияния на других членов спортивного коллектива, немедленно удалять его из команды, даже будь он трижды гениален как спортсмен.

Если вас заинтересовала эта глава и вам захотелось прочитать всю книгу и воспользоваться теми советами, которые я даю в ней спортсменам, стремящимся к значительным достижениям в спорте, вы можете скачать ее ЗДЕСЬ.

Торопитесь: скоро книга исчезнет из свободного доступа!

Share Button

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.