Работа клиента с психологом — это помощь клиенту или услуга?

В он-лайн бизнесе принято собирать отзывы клиентов о качестве услуг, предоставленных им тем или иным специалистом.

Но ситуация складывается так, что отзывы специалистов о клиентах, с которыми эти специалисты работали, часто бывают не менее важны. Особенно в таких областях, как медицина, образование или психология.

Уважаемые заказчики психологических услуг (ибо этот текст направлен исключительно к тем из вас, кто рассматривает работу с психологом как платную УСЛУГУ, а не как решение с его помощью ВАШЕЙ ПРОБЛЕМЫ), если вы заказываете, например, в ателье пошив нового платья или в автомастерской ремонт вашего автомобиля, а потом приходите к мастеру и заявляете: «все! я забираю свой заказ прямо сейчас!», а к платью еще не пришит рукав или к авто не прикреплен кузов, у вас будут претензии к мастеру?

Почему же вы считаете, что обратившись к психологу, вы можете самостоятельно решать, когда хватит?

Чего хватит, позвольте узнать?

Если вы настолько компетентны в психологии, что способны самостоятельно определить состояние того, с кем оплаченный вами психолог вел работу, то почему сами не решили проблему, а обратились к специалисту?

Позвольте вам напомнить: все, что смогли самостоятельно сделать вы, так это довести ситуацию до того состояния, что пришлось искать специалиста, чтобы он распутал запутанное вами.

А теперь вы с этим уровнем вашей компетентности в проблеме принимаете решение прекратить работу?

Ну тогда чаще всего вам придет получить платье без рукава или авто без кузова. И не пеняйте потом на низкую квалификацию специалиста…

Это было ВАШЕ решение.

Специфика работы психолога-консультанта заключается в том, что клиент имеет возможность самостоятельно приять решение прекратить работу.

Еще раз напомню: клиент — это тот самый человек, который создал проблему, с которой пришел к специалисту за помощью. Но вместо того, чтобы рассматривать весь процесс реабилитации как совместный труд, случается клиент, который считает себя специалистом еще покруче того психолога, к которому обратился, и потому сам решает, когда хватит.

Есть два пути выхода из подобной ситуации: либо предварительная оплата всего курса еще до начала работы с невозвратом средств, если курс был прерван по решению клиента.

Так делают многие (да практически все практикующие психологи).

Но тогда речь не может идти об индивидуальном подходе, так как курс предполагает наличие общей для всех программы, по которой и надо идти. Второй вариант — это индивидуальная работа с клиентом, когда специалист не может заранее сказать, сколько потребуется встреч, так как все люди разные: по-разному раскрываются, по-разному воспринимают и усваивают информацию.

У всех разная глубина проблемы.

Понятно, что второй путь более продуктивен, но он предъявляет дополнительные требования к тому человеку, который приходит за помощью к специалисту по психологии.

Этот путь требует абсолютного доверия от клиента, отсутствие попыток контролировать работу (иногда в практике попадаются клиенты, которые в устной или письменной форме пытаются давать специалисту установки, что там ему делать на следующем занятии). Стремление контролировать работу психолога не специалистом, а человеком, создавшим проблему, которую стараются решить совместными усилиями психолог и клиент, бесперспективны и только мешают процессу.

В любом случае всегда получается более качественные результат, если приходят за помощью, а не за услугой.

Такова специфика образовательных, медицинских и психологических услуг, как теперь принято говорить. Но на самом деле это должно быть сопровождением, либо помощью. И они должны приходить к финишу не тогда, когда клиент решил, а в момент, когда всем станет ясно, что проблема решена.

Share Button