Тренинг «Мышление победителя»

Для спортсменов и тренеров.

Кидаю пробный шар…

Публикую первую главу новой книги, которая, видимо, будет называться «НЛП в СПОРТЕ»

Занятие №1

Тема: Построение индивидуальной модели психологии победителя.

Первое занятие всегда начинается со знакомства с группой.

Сегодня передо мной сидит группа спортсменов-тхеквондистов, хотя вид спорта не имеет решающего значения для проведения тренинга и получения отличных результатов.

 Законы психологии универсальны, ведь их носителем является человек вне зависимости от того, какой профессиональный вид деятельности он выбрал для себя.

Поэтому я и выбрала в качестве примера мой непосредственный опыт работы с конкретной группой спортсменов, чтобы на этом примере показать, как я работаю со спортсменами (неважно в групповом или индивидуальном варианте) и каких результатов можно достигнуть, работая таким образом.

Представляюсь ребятам. Немного рассказываю о себе.

Я профессиональный психолог с большим опытом работы в этой сфере – более 40 лет.

В спортивную психологию пришла в 2002 году.

Имею огромный опыт решения спортивно-психологических задач и отличные результаты этой работы, если она выполняется совместно со спортсменом, то есть спортсмен тоже работает.

Невозможно отдельно от человека «вырастить» руку или ногу – они растут как бы «сами», а на самом деле в организме происходят определенные процессы, которые приводят к увеличению массы и размеров той или иной части тела человека.

Точно так же невозможно создать уверенность или успешность вне самого желающего это приобрести.

Человек обязан запустить определенные процессы внутри себя, которые приведут к  увеличению уверенности или к возрастанию успешности.

И сделать может это только сам человек!

Для чего же тогда нужен психолог?

 Психолог нужен для того, чтобы, используя свои профессиональные знания и наработанные техники и методики, совместно с клиентом запустить эти процессы и научить клиента ими управлять.

Вы же проходите курсы управления автомобилем прежде, чем сесть за руль авто. Вы понимаете, что если вы не пройдете курсы, то обеспечите себе большие проблемы в совсем недалеком будущем…

Да и потом первое время вы ездите с инструктором, то есть вам, начинающему автолюбителю, еще нужна опора в виде более крутого специалиста для того, чтобы чувствовать себя уверенно за рулем.

А кто проводит курсы управления собственной психикой? Да никто!

 Любому человеку нужны эти знания, чтобы, идя по жизни, не свалиться в кювет, а уж спортсмену они просто необходимы!

Как необходимы и тренеру, который все же в первую очередь, как правило, бывший спортсмен, а не педагог и не психолог.

Хотя вид деятельности в момент перехода от спортивной к тренерской карьере меняется кардинально.

Человек становится педагогом в первую голову, а уже потом представителем своего вида спорта, хотя многие тренеры не согласятся со мной, я знаю.

Да сих пор стоит в памяти картина, когда тренер по футболу взрослой футбольной команды, в которую я пришла, чтобы предложить свои услуги БЕСПЛАТНО, – я тогда только начинала заниматься спортивной психологией,  мне нужно было просто наработать опыт, — сказал мне свою знаменитую на все времена фразу: «Тренер – лучший психолог

Многие тренеры до сих пор думают так, хотя с той поры прошел уже десяток лет.

Впрочем, для тренеров, не желающих изучать психологию на специальных курсах или получать дополнительное педагогическое образование в ВУЗе, я напишу отдельную книгу.

А сейчас вернемся к тем пятнадцати пацанам, которые расселись кружочком в тесной спортивной раздевалке и ждут, кто с нетерпением, кто с недоумением, что же еще придумал их любимый тренер и зачем он выдумал эти тренинги по психологии…

И да! – тренер тоже пришел вместе с ребятами и сидит в одном с ними кружке на позиции ученика.

NB!!! Настоящий победитель никогда не устает учиться, не считает себя всезнайкой и не стесняется признавать, что знает далеко не все и может занимать позицию ученика так же спокойно, как  преподавателя и наставника.

И вот они сидят передо мной. Приготовились слушать и… записывать.

Мы учимся…  и тезисы и конспекты потребуются нам еще не раз.  Да и потом после окончания тренинга в них можно будет заглянуть и восстановить в памяти, как это было.

Итак, ЗНАКОМСТВО.

Я предлагаю выполнить первое задание: пусть каждый из сидящих в кругу называет свое имя, дает себе краткую характеристику, акцентируясь на своих СИЛЬНЫХ сторонах, и расскажет,  что он ожидает от предстоящего тренинга.

После того, как все успешно назвали себя по имени, слегка затрудняясь, но все же перечислили свои сильные стороны, самое трудно было сформулировать ожидания от тренинга.

Но, тем не менее, это было очень важно сделать в самом начале работы.

Что происходило в процессе выполнения этого задания, кроме того, что я старалась запомнить новые для меня имена ребят и их краткие рассказы о себе?

Главная польза была в том, что выполняя, казалось бы, такое элементарное задание, все включились уже в серьезную психологическую работу – осознание своих сильных качеств, на которые спортсмен может опираться и в процессе тренировочной работы, и в процессе выступления на соревновании.

В психологии давно известно: назвать – значит осознать.

Но главное здесь было в формулировании конечной цели, к которой будет каждый участник стремиться в процессе прохождения тренинга.

Если цель не осознанна и не поставлена определенным образом, то она практически неисполнима.

 Да и как ты поймешь, достиг ты цели или не достиг, если ты ее не оформил словами и не произнес вслух (или записал на бумаге)? Это невозможно.

Второе задание на организацию совместных действий, установление внутренних связей и поддержку друг друга членами одного спортивного коллектива.

Оно такое же простое, как и первое.

Но такое же действенное. Надо просто представить своего соседа справа и сказать о нем несколько хороших слов, называя его главные сильные профессиональные качества.

Тем не менее, в коллективах не всегда бывает принято вслух проговаривать сильные качества друг друга, а ведь  эта простая с виду процедура есть сильнейший мотиватор и способ поддержки хорошего внутригруппового психологического климата. А для меня, как для психолога, еще одна возможность побольше узнать о коллективе, в котором мне предстоит работать определенное время.

Прекрасные два упражнения подняли энергетический настрой, подняли настроение, породили интерес к тому, что же будет дальше.

Самое время перейти к теории и пополнить сокровищницу знаний каждого спортсмена новыми знаниями, так необходимыми ему для победы в будущих соревнованиях.

Но для начала я задаю вопрос с целью организовать направленность внимания слушателей в определенном ракурсе, заставить их услышать то, что, может быть, без данного вопроса они не услышали бы, оставили без внимания.

Вопрос звучит так:

В психологии существует термин, понятие «психология победителя». Насколько актуален этот термин для каждого из вас? Какой смысл вы вкладываете в этот термин и как определяете для себя победителя и отличаете его от непобедителя?

Лузер и непобедитель это одно и то же или это разные понятия? В чем их различие?

Я начинаю свое краткое введение в психологию победителей.

В чем самое главное отличие победителя от непобедителя, чемпиона от того, кто стремится к чемпионству много лет, сдирает в кровь колени и кожу на пальцах рук, но так и не достигает заветной цели?

 Это простое везение-невезение или что-то более серьезное, подчиняющееся определённым законам и, следовательно, этим можно управлять?

 В психологии есть множество толкований этого термина и объяснений того, почему одному  дается все, а другой не может достичь заветной цели.

Но, чтобы прикоснуться к пониманию ответа на этот вопрос, надо для начала определиться с понятием, которым мы будем пользоваться на протяжении всего тренинга.

 Мне больше всего нравится подход, высказанный известным исследователем и психологом Эриком Берном. Вот что он говорит по этому поводу:

«Победитель определяется как человек, который выполняет свой контракт с миром и с самим собой. То есть он принимается за что-то, говорит, что он собирается сделать и, в конце концов, делает это. Его цель по контракту может состоять в том, чтобы обзавестись четырьмя детьми, стать президентом корпорации,  прыгнуть на шесть метров, опубликовать хорошую новеллу, создать искусственный ген или сбить десять вражеских бомбардировщиков. Если он достигает своей цели – он победитель. Если он не имеет детей, остается кладовщиком, растягивает связки на пяти метрах, довольствуется газетными репортажами, оказывается сбитым при первом вылете, ясно, что это неудачник. Если он имеет троих детей, становится вице-президентом, прыгает на пять метров девяносто сантиметров, публикует детектив, открывает новую аминокислоту или сбивает девять бомбардировщиков, этот человек, по крайней мере, не проигравший, но и не победитель. Важно, что цель устанавливает он сам…».

Другими словами, каждый сам устанавливает свою планку, на которую он собирается прыгнуть по жизни, но успех приходит только в том случае, если человек берет ту высоту, которую сам себе наметил.

В такой трактовке, говоря о победителе, мы, по сути, говорим о способности человека достигать поставленную цель.

Чуть позже мы узнаем, что мало сформулировать желание, это надо сделать определенным образом для того, чтобы из хотелок оно превратилось в цель.

И это так важно, что правилам постановки цели будет посвящено целое отдельное занятие нашего тренинга.

Сейчас для нас важно понять, что этим возможно управлять, так как достижение цели, как и любое другое действие, построено по определенным законам. Хоть это и законы психологические, большинству нашего народа неведомые…

А, если есть закономерность, значит, следуя ей, можно управлять и всем процессом, подверженным действию этой закономерности.

Есть еще один интересный аспект, который следует оговорить в самом начале.

 Это некая Модель успешности, основанная на том, что Победитель, Чемпион свои достижения основывает на очень хорошо усвоенных общепрофессиональных навыках и умениях, без освоения которых в принципе не может состояться специалиста в данной области. Однако у Чемпионов над общепрофессиональными навыками и умениями есть некая надстройка, которая и отличает их от большинства.

 Это могут быть ресурсы любого вида – в ментальности, в психологии, в эмоциональной сфере, в чисто профессиональных умениях и навыках…

Модель мастерства можно мысленно представить себе как две ступеньки, нижняя из которых представляет собой знания, умения и навыки, необходимые для овладения данным видом деятельности, а верхняя ступенька – это те особенности, которые отличают мастера от ремесленника.

Для того чтобы быть спортсменом, необходимо овладеть технико-тактическими умениями и навыками, свойственными данному виду спорта, надо развиваться физически и поддерживать в хорошей физической форме свое тело. Но каждый тренер согласится со мной в том, что только перечисленных качеств явно недостаточно для высших достижений в спорте.

Должно быть еще что-то, что выделяет чемпиона, победителя из остальных участников соревнования. И это «что-то» расположено уже на второй ступеньке. Задачей автора и читателя и будет выяснение того, что представляет собой это «что-то» и как его добиться.

Суть в том, что у Чемпионов это «что-то»  есть, а у других его  нет.

Вот мы и подошли к тому, что можем теперь совершенно конкретно и абсолютно четко сформулировать задачи нашего тренинга.

Нам необходимо:

  • установить, в чем заключаются основные различия между Чемпионами и остальными (как мы будем теперь условно для краткости называть всех, кто не попадает в категорию Чемпион);
  • научиться  навыкам, которые делают Чемпионов Чемпионами.

Вряд ли кто-то станет спорить с тем, что все, что когда-либо появилось в человеческом обществе от самых элементарных материальных предметов до взлета космического корабля, пришло в нашу человеческую реальность из чьей-то головы.

Я хочу сказать, что любая идея, рожденная в голове человека, получает свое воплощение в материальном мире. И этот порядок: сначала в голове – потом в мире – непоколебим. Никогда не бывает наоборот.

Что-то материальное может придать импульс рождению новой идеи. Но новое материальное всегда появляется исключительно вслед за идеей и никогда перед ней.

Значит мышление это то, что создало наш человеческий мир, мышление – это то, что влияет на результат.

И какой же вывод мы можем сделать из всего сказанного?

Вывод такой:

Я успешен ровно настолько, насколько мой способ мышления позволяет мне быть успешным!

У Чемпионов чемпионское мышление – вот в чем их главный секрет. Именно мышление организовывает и способы их активности, реакцию на несбывшиеся ожидания и провальные выступления.

 Их целеустремленность – это тоже результат их способа мышления.

Можно ли научить человека мыслить как Чемпион?

Возможно ли выстроить модель мышления успешного человека с целью обучения на этой модели других людей мыслить так, как мыслят Чемпионы?

С этой целью психологи создали модель мышления успешного человека, что в свою очередь сделало возможным обучать новому мышлению даже взрослых людей и менять их судьбу.

Уже упоминавшийся ранее Эрик Берн предложил такую классификацию людей по типам мышления и поведения. Он разделил всех людей на Принцев и Лягушек.

Принцы понимают, что они уникальны и принимают себя такими, как они есть, то есть они аутентичны.

Таким людям не нужно доказывать свою неповторимость, лезть из кожи вон, чтобы доказать, что они лучше других. Они просто живут своей собственной жизнью и не мешают другим жить своей.

Принцы не подгоняют себя под требования и нормы окружающих, они самостоятельны и самодостаточны. Думая о себе, они обращают внимание не на свои недостатки, а на свои достоинства и думают, как их можно эффективно использовать.

Принцы вполне реалистично оценивают границы своих возможностей и знаний.

Как и все люди, принцы могут время от времени проигрывать. Но проигрыш никоим образом не влияет на их чувство самодостаточности и самоуважения. Они продолжают верить в свои способности достичь нужного результата.

Принцы хорошо знают себя и свои психологические особенности, они не делят свои особенности на плохие и хорошие. Все, что они имеют, это их достояние, и они думают только о том, как использовать это достояние наиболее эффективным образом.

Принцы абсолютно спокойно признают за собой определенные права, но они признают права и за другими людьми. Они наслаждаются своими достижениями, но не чувствуют вины за ошибку, а рассматривают ее как обратную связь.

Лягушки живут в ощущении своей беспомощности и зависимости от окружающих.

Их любимые фразы звучат следующим образом: «Никогда мне не везет!», «Только у меня может такое случиться».

 Они очень часто используют «но» в предложениях: «Я бы выступил хорошо, НО что-то мне помешало».

Часто причину своих неудач они ищут в поведении других людей. Часто вы слышите от них фразу, начинающуюся со слов «Если бы только…».

«Если бы только судейство было справедливым…», «Если бы только я так не волновался перед выступлением».

Другие их любимые варианты – это «когда…» и «а что, если».

«Мы будем отлично выступать, когда уйдет этот тренер и придет другой!», «Я знал, что в этой ситуации надо было бить по воротам самому, но, а, что, если бы я ударил и промахнулся…» 

Таким людям все происходящее с ними представляется темным и пугающим, поэтому они находятся в вечном напряжении и страхе. Их силы расходуются на переживание собственной неудачливости и невезучести, поэтому у них остается мало сил на непосредственное участие в событии.

Лягушки не умеют анализировать происходящее с ними, а потому они никогда не знают, почему они проиграли. Следовательно, они не имеют ресурса для кардинального изменения ситуации.

Поскольку лягушка боится реального мира, она выстраивает себе мир иллюзорный, в котором все происходит по правилам, установленным лягушкой.

Лягушки находятся в постоянном сомнении. А что может быть губительнее для хорошего результата, чем сомнение?

Люди этого типа постоянно озабочены тем, что о них подумают другие. Поэтому каждое выступление спортсмена-лягушки становится доказательством себе и другим своего права выступать, жить, быть лучше других, а каждый проигрыш становится действительной личностной катастрофой.

В этом случае уровень мотивации зашкаливает, что отрицательно сказывается на результатах выступления.

В зависимости от того, что думают люди о значимости для них быть первым во всем, что они делают, и о страхе оказаться не первым, ученые разделили спортсменов на четыре группы:

•           тип А – большие амбиции и высокий уровень страха неудачи;

•           тип Б – большие амбиции и невысокий уровень страха неудачи;

•           тип В – скромные амбиции и высокий уровень страха неудачи;

•           тип Г – скромные амбиции и невысокий уровень страха

Как правило, 20 % имеют «попадание в десятку», а остальные 80% – это общий фон.

Только 20 % выступающих спортсменов относятся к типу Б.

 Основная часть спортсменов – это люди типа А.

Соответственно только один из пяти спортсменов обладает от рождения психологией победителя.

А что делать оставшимся 80% спортсменов так же стремящихся к вершинам в карьере и к вершинам профессионального мастерства?

Остальным – становиться такими же Принцами, как «прирожденные» 20% путем изменения мышления при условии работы с грамотным специалистом, способным решать подобные задачи.

Именно эти задачи мы и начнем решать по ходу нашего тренинга.

Каждый по кругу

  • высказывает свои впечатления от услышанного,
  • задает вопросы, если они появились,
  • делится ожиданиями от следующих тренинговых дней.

Завершение первого тренингового дня.

Share Button