Как поддерживать ребенка после поражения?
ПОДДЕРЖИВАТЬ ПОСЛЕ ПОРАЖЕНИЯ значит фиксироваться на поражении, делать его событием намбер ван.
Родитель-неудачник именно так и поступает, потому что для него поражение имеет еще большее значение, чем для ребенка.
Но не надо забывать, что родитель как раз и является тем образцом поведения в разных жизненных ситуациях, на котором ребенок учится как реагировать на них.
Позволю себе иллюстрацию из собственного детского опыта: бабушка очень боялась, что с ее дочерью (моей мамой) что-то случится. у нее были свои причины на это, о которых я в возрасте 6 лет даже не подозревала.
В 1943 она потеряла любимого мужа на войне и все, что у нее оставалось, чтобы держаться за жизнь, это ее дочь. Отсюда такая тревожность.
Итак, она всегда не находила себе места, когда мама моя задерживалась с работы.
А я?
Я играла.. была в своем мире.. да и чувство времени у ребенка еще не так развито.
И вот однажды она мне сказала с раздражением в голосе: матери дома нет, а ты не волнуешься!
Моя первая реакция – это удивление.
Честное слово, мне в мои шесть лет в голову не приходило, что в подобных случаях надо волноваться.
И я почувствовала себя виноватой перед бабушкой за то, что не веду себя так как положено..
Ну, во-первых, я запомнили этот случай на всю жизнь.
А во-вторых, каждый раз, когда задерживается близкий человек меня накрывает волна неуправляемого волнения…
Это я не о себе.
Это я о том, как взрослый формирует эмоциональные реакции ребенка.
Так что, дорогой родитель, не надо поддерживать (хочется подчеркнуть это слово), надо учить правильно реагировать.
А для этого всего лишь надо научить СЕБЯ, а не ребенка, правильно реагировать на временную неудачу.
Ведь это не проигрыш всей жизни, а всего лишь ЭТАП обучения профессии