Как поддерживать ребенка после поражения?

ПОДДЕРЖИВАТЬ ПОСЛЕ ПОРАЖЕНИЯ значит фиксироваться на поражении, делать его событием намбер ван.

Родитель-неудачник именно так и поступает, потому что для него поражение имеет еще большее значение, чем для ребенка.

Но не надо забывать, что родитель как раз и является тем образцом поведения в разных жизненных ситуациях, на котором ребенок учится как реагировать на них. 

Позволю себе иллюстрацию из собственного детского опыта: бабушка очень боялась, что с ее дочерью (моей мамой) что-то случится. у нее были свои причины на это, о которых я в возрасте 6 лет даже не подозревала.

В 1943 она потеряла любимого мужа на войне и все, что у нее оставалось, чтобы держаться за жизнь, это ее дочь. Отсюда такая тревожность.

Итак, она всегда не находила себе места, когда мама моя задерживалась с работы.

А я?

Я играла.. была в своем мире.. да и чувство времени у ребенка еще не так развито.

И вот однажды она мне сказала с раздражением в голосе: матери дома нет, а ты не волнуешься!

Моя первая реакция — это удивление.

Честное слово, мне в мои шесть лет в голову не приходило, что в подобных случаях надо волноваться.

И я почувствовала себя виноватой перед бабушкой за то, что не веду себя так как положено..

Ну, во-первых, я запомнили этот случай на всю жизнь.

А во-вторых, каждый раз, когда задерживается близкий человек меня накрывает волна неуправляемого волнения…

Это я не о себе.

Это я о том, как взрослый формирует эмоциональные реакции ребенка.

Так что, дорогой родитель, не надо поддерживать (хочется подчеркнуть это слово), надо учить правильно реагировать.

А для этого всего лишь надо научить СЕБЯ, а не ребенка, правильно реагировать на временную неудачу.

Ведь это не проигрыш всей жизни, а всего лишь ЭТАП обучения профессии

Share Button